Этика искусственного интеллекта. Часть 1. Машинный разум

3 Декабря 2021
1141
 Версия для печати

Около месяца назад в Москве на I Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» был подписан кодекс, который, по задумке авторов, должен внести хоть какое-то морально-этическое регулирование в разработку систем ИИ. Сдержитесь, пожалуйста, от фейспалма. Организациями, которые присоединились к Кодексу этики ИИ, стали крупнейшие российские технологические компании и университеты, такие как Яндекс, Газпром нефть, Университеты Иннополис и ИТМО и другие.

Это событие могло бы быть хорошим поводом поговорить о морали и ответственности в эпоху искусственного интеллекта, если бы оно хоть что-нибудь значило. То, что кодекс служит скорее для пиара, чем для чего-то действительно важного, можно понять даже из пункта 2.1:

Присоединение к Кодексу является добровольным. Присоединяясь к Кодексу, Акторы ИИ на добровольной основе соглашаются следовать его рекомендациям. Присоединение и следование положениям настоящего Кодекса может приниматься во внимание при предоставлении мер поддержки или ином взаимодействии с Актором ИИ или между Акторами ИИ.

Так что давайте согласимся, что повод плохой, однако важности затронутой проблемы, которая уже не первый год обсуждается во всех развитых странах, этот вывод не принижает. Наоборот, я считаю, что величие нации определяется проблемой, которую эта нация способна решить, а вынесение проблемы в общественное пространство для дискуссии является хоть каким-то сигналом к тому, что в нашем богоспасаемом отечестве не всё потеряно. В конце концов без этого кодекса не было бы этих заметок.

Если говорить о суперкомпьютерных мощностях, которые достаточно сильно коррелируют с разрабатываемыми решениями в области ИИ, то Россия хоть и входит в топ-10 стран с наибольшим количеством суперкомпьютеров, отставание от лидеров у нас колоссально. Рейтинг возглавляет, конечно, Китай – 173 суперкомпьютера. Ему в затылок дышит США – 149 суперкомпьютеров. Потом идут Япония, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Канада, Южная Корея, а мы замыкаем список со своими семью суперкомпьютерами. К слову, этот рейтинг неплохо иллюстрирует правило 20/80: Китай и США вместе располагают 72% всех суперкомпьютеров в первой десятке. То, что мы попали в топ-10, – заслуга Яндекса, которому, видимо, надоело терпеть насмешки Сбера в свой адрес и он в ноябре 2021 ввёл в строй сразу три машины. Как говорится, vive la concurrence.

Конечно, компьютерные мощности не определяют мощность созданного ИИ, но что-то мне подсказывает, что какой бы критерий для оценки ИИ мы бы не выбрали, будь то количество стартапов, разрабатывающих решения для ИИ, или количество обучаемых параметров в самой мощной нейронке, в итоге мы получим упорядоченный список стран, не сильно отличающийся от вышеприведённого. Таким образом, разговор, конечно, интересный, но Россия пока физически не способна повлиять на мировые процессы в этой области. Однако мы вполне можем адаптировать на своей почве иностранные решения и надеяться, что когда-нибудь всё изменится.

Давайте теперь вернёмся к заявленной в заголовке этого текста теме. На сегодняшний день вполне очевидно, что среди стран-лидеров в области ИИ нет устоявшегося мнения ни о том, как достичь и что считать сильным искусственным интеллектом — рукотворным разумом по мощности сравнимым с человеческим (та голубая мечта, о которой грезит всё человечество благодаря золотой эпохе фантастики 60-х годов), ни о том, как прописать моральные нормы для роботов, и кто понесёт ответственность, если роботы вдруг начнут их нарушать. Продолжая разговор, мы вступаем на очень зыбкую почву философствования и рискуем увязнуть ещё больше. Однако я считаю, что полезно хоть изредка отходить от принципа “Shut up and calculate”. По большому счёту, если мы хотим разобраться в моральных дилеммах ИИ, у нас нет другого выбора, ибо современная наука не способна дать окончательное решение этого вопроса, а науке будущей, которая сможет это сделать, надо начинать с аксиом, выведенных философией.

Давайте начнём с основ. Способна ли машина думать? Может ли она быть разумной? Вспомните о какой-нибудь игрушке, которую очень любили в детстве, а сейчас к ней даже не прикасаетесь или вообще выбросили. Чувствуете ли вы свою ответственность перед этой игрушкой? Может, у части из вас в груди родилось какое-то щемящее чувство жалости к этой игрушке. Если вы начнёте разбираться в себе, вы обнаружите, что это чувство вызвано тем, что вы переносите человеческие эмоции на определённо неодушевленный предмет, вещь. Вы словно наделяете её чувствами и смотрите на происходящие её глазами. Как бы она чувствовала себя в данной ситуации? В этот момент произошла антропоформация игрушки. Вы сделали её в своих глазах человеком.

Сегодня вы не сомневаетесь в том, что игрушка ни мыслить, ни испытывать эмоции не способна. А робот может? Ведь говоря о морали роботов мы неизбежно наделяем их разумом. Глупо требовать морального поведения от камня, облака или старой игрушки. Глупо наделять их субъектностью. В чём же отличие робота от игрушки и в чём отличие робота от живого человека? Алан Тьюринг в своей основополагающей работе «Вычислительные машины и разум» 1950 года задаётся этими же вопросами. Он говорит, что роботы, поведение которых вычислимо с помощью универсальной вычислительной машины («машины Тьюринга»), не могут «думать» в человеческом понимании этого слова, они могут лишь совершать действия, неотличимые от разумных. Из этого умозаключения родился всем известный тест Тьюринга. Уильям Росс Эшби, английский психиатр и кибирнетик, в эссе «Что такое разумная машина» 1963 года пишет, по сути, о том же самом: «разумен тот, кто разумно действует».

С самого начала Тьюрингу возражали, что языковое поведение – это еще не все мышление. Тьюринг бы, наверное, на это ответил «не спорю, но придумайте критерий лучше». Прошло уже 70 лет, а мы так и не придумали. Между тем, надежды на создание кибернетических големов оставались.

В конце 20 и в начале 21 века конечной целью многих компьютерных специалистов и инженеров было создание надежной системы искусственного интеллекта, которая не отличалась бы от человеческого интеллекта ни в каком аспекте, кроме своего машинного происхождения. В 1980 году выдающийся американский философ Джон Сёрл представил так называемый аргумент китайской комнаты, призванный показать, что как бы близко мы не подошли к созданию «разумных» агентов, всегда будет оставаться неопределённость в том, обладает этот агент «внутренней разумной жизнью» или лишь демонстрирует разум. Главный тезис Сёрла заключался в том, что какой бы сложной ни была машина, она, тем не менее, наверняка не будет иметь «сознания» или «разума», что является необходимым условием для способности к пониманию. Сёрлу возражали так называемые функционалисты тем, что разум не требует определенного материального носителя, такого как, например, белковые структуры, и что он так же способен развиваться на основе кремния, если система будет достаточно сложна.

На этом дискуссия застопорилась. Ответ на этот вопрос нам может дать – неожиданно – астрофизика, если удастся обнаружить, например, кремниевую жизнь на Венере или Титане. В следующей части мы приступим к обсуждению непосредственно этики ИИ.

Автор: Андрей Мурачёв, научный сотрудник
 Высшей школы теоретической механики