Сегодня, 9 апреля, в США отмечают День единорога. А мы в Политехническом университете отмечаем выход спецпроекта «Фабрика единорогов». В нем мы знакомим читателей со стартапами наших студентов и выпускников, которые выросли в успешный бизнес.
Почему проект носит такое название? Всё просто: термин "Unicorn" означает компанию-стартап, получившую рыночную оценку стоимости в размере свыше одного миллиарда долларов.
Представляем вам героя «Фабрики единорогов» Никиту ГУСИКА и его стартап по производству умных шкафов "Veni".
Суперконсервативный герой
Никита ГУСИКА — студент второго курса Высшей школы теоретической механики. В свои 20 лет он занимает должность коммерческого директора ООО "Veni", а также является лаборантом Научно-образовательного центра «Газпромнефть-Политех». В свободное время занимается боксом, играет на синтезаторе, даже умеет профессионально определять подлинность антикварных монет и оценивать их стоимость. «Суперконсервативный» — коротко отзывается Никита о самом себе.
Бизнес по-умному
"Veni" — компания, продвигающая новые технологии в жизнь людей, — была основана в 2019 году. Сейчас у «Vеni» есть собственный офис на Кировском заводе. Ежедневно в компании, помимо коммерческого директора в лице нашего героя, трудятся генеральный директор, программист, дизайнер, сборщики и менеджеры по продажам. Всего 15 человек.
Молодая и инициативная команда работает сразу в двух направлениях — умные шкафы и умные дома. Девиз компании «Делаем будущее уже сегодня» выбран неслучайно, ведь сотрудники могут разработать любые интеллектуальные системы. Покупателю лишь стоит объяснить, какая у него есть проблема на производстве или в офисе.
Это вам не постамат
Умные шкафы сотрудники компании предпочитают называть «смартлокеры». Итак, смартлокер — это автоматизированный терминал по выдаче и приемке вещей. Он оборудован встроенными ячейками разного размера, в которых хранятся вещи, сенсорным экраном — для того, чтобы управлять процессом получения, и консольной панелью. С помощью программного обеспечения смартлокер интегрирован с административной системой. Руководители подразделений в режиме реального времени получают данные о количестве имеющегося оборудования и отклоняют или принимают запросы сотрудников на выдачу оборудования.
Возможности применения подобных ящиков разнообразны. Для офиса предусмотрены системы хранения и выдачи документов, вещей, в том числе еды, а также их можно использовать для сушки зонтов и одежды. Для производства — это системы выдачи и учета большого оборудования, мелких расходных материалов, еды, а также терминал выдачи однодневных пропусков для гостей.
Однако ребята из "Veni" уверены, что это не предел. Они готовы разработать абсолютно любой дизайн и интерфейс смартлокеров — всё, как захочет клиент. В стоимость входят: разработанное ПО, само оборудование, обучение и дизайн.
Как это работает? Сотрудник подходит к смартлокеру, прикладывает пропуск. Система определяет по базе функционал сотрудника, выводит на монитор наименования оборудования, необходимые для работы, отправляет запрос в администрацию. Администрация подтверждает выдачу, после чего система открывает нужные ячейки, и сотрудник может забрать оборудование. В конце рабочего дня его можно сдать по такому же принципу.
"Veni", vidi, vici (Пришел, увидел, победил)
По правде говоря, смартлокеры — это второй стартап компании. Еще будучи в школе, ребята взялись за разработку аппарата для создания фигур изо льда, которые можно было бы использовать для прохладительных напитков. Предполагалось, что компании будут покупать оборудование и создавать лед в форме своих логотипов. «Первый стартап и физически, и морально подготовил нас к дальнейшей жизни», — вспоминает с ноткой ностальгии Никита. Устройство весом 15 кг оказалось невостребованным среди компаний. Им нужны были фигуры изо льда разово и в количестве 1000-1500 штук для конференций — приобретать оборудование только для этого невыгодно.
А вот идея со смартлокерами появилась на первом курсе одновременно с осознанием, что стартап со льдом нуждается в серьезных доработках. На одной из конференций по стартапам их заметили представители компании Philip Morris International. Они рассказали о необходимости разработки системы хранения и учета оборудования для их филиала в Санкт-Петербурге. Система позволила бы автоматизировать процесс получения оборудования сотрудниками и дала бы руководству понимание, какое оборудование имеется и где оно хранится.
Никита и его друг Александр взялись за решение этой проблемы. Первым делом сделали одну ячейку, которая могла открываться по команде с телефона. Дальше за дело взялся программист — их друг из Израиля — так они разработали программное обеспечение. После привлекли к работе дизайнера, чтобы оформить смартлокеры.
«На самом деле, чем больше занимаешься вопросом — тем больше ты понимаешь, что ничего не знаешь. Когда начинали, казалось, что вот-вот — и миллионы у нас в руках буквально через два дня. Но дни превращались в недели, недели — в месяцы, а вопросов становилось все больше», — рассказывает Никита.
Студенты решали проблему целый год, периодически делая доработки по просьбам заказчика. Первый смартлокер компания Philip Morris International установила себе на производство уже в 2020 году. Сейчас "Veni" разрабатывают смартлокер для московского филиала компании и работают над продвижением стартапа среди других российских компаний. «Продать человеку то, что ему нужно, это не продажа. Продажа — это когда вы объяснили человеку, зачем ему это покупать», — убежден наш герой.
Но на этом компания не собирается останавливаться. В планах у ребят возвращение к разработке оборудования для производства льда различных форм и поиск новых сфер применения умных решений в бизнесе и не только. «Живой азарт. Холодный расчет» — главный принцип нашего героя.
Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью.
Текст: Алиса ВЕРБИНА