Как молодому специалисту устроиться в «Газпром нефть», что нужно успеть сделать в студенческие годы, и в чем уникальность современных выпускников вузов?

25 Января 2023
786
 Версия для печати

О секретах успеха и инструментах отбора лучших студентов в компанию нам рассказал руководитель программ по взаимодействию с вузами и молодежной политике Научно-Технического Центра «Газпром нефти» Павел Сорокин.   

Продюсер вузов

Я занимаюсь развитием партнёрств с университетами и проектов в этих партнерствах. Иногда говорю, что я продюсер вузов. Понимаю потребности компании, то есть целевой аудитории, что она хочет услышать, увидеть, получить, и ориентирую в этом университет, мотивирую его к тому, чтобы меняться, трансформироваться, создавать что-то новое. Потом убеждаю компанию в принятии в нужный момент того или иного решения, чтобы оно в результате проросло и стало проектом.

Моя задача – раскрыть университет для компании по максимуму, поэтому я смотрю на вуз не как на подрядчика, а как на окно возможностей. Всегда исхожу только из внутреннего позитива: у меня по умолчанию установка – вузы в любом случае могут дать ценность. Если мы её не видим сейчас, значит, мы её увидим потом и нужно просто продолжать копать. Нужно найти правильных людей, которые могут менять процессы внутри, обладают системным мышлением, готовностью проводить трансформации и нетворкингом, а еще имеют доверие и поддержку со стороны их руководства. Такие люди могут сделать новый для нас университет устойчивым партнёром.

Вуз и компания

Вуз – это уникальная единица, в которой одновременно существует как возможность реализовывать технологические проекты или услуги в виде инженерного или лабораторного сервиса, так и возможность подготовки кадров, которой нет ни у одной подрядной компании. Синтез того, что мы можем реализовывать ценностные для нас технологические и исследовательские проекты, и на них подготавливать сотрудников на реальных кейсах, вовлекая ребят в наши бизнес-процессы – это уникальное сочетание, которое мы можем получить, только сотрудничая с университетами.

Бесшовный переход из студента вуза в сотрудника компании

«Газпром нефть» формирует понятную и взаимовыгодную схему сотрудничества между студентом и компанией. У нас созданы чёткие договорные взаимоотношения между университетом и «Газпром нефтью», а также простой механизм трудоустройства студента в наши совместные научно-образовательные центры (НОЦ) – организационные единицы вуза, являющиеся исполнителем наших заказов. При размещении заказа НОЦ открывает вакансию, трудоустраивает человека, который затем реализует для нас продукт или оказывает услугу. И студент может быть уверен, что, трудоустраиваясь в научно-образовательный центр, он это делает по стандартам и системе требований компании, а еще проходит обучение на совместных магистерских программах по нашим материалам, с лекциями от наших экспертов и преподавателей, а также работает по бизнес-процессам «Газпром нефти», поэтому дальнейший переход обучающегося в компанию бесшовен.

Помимо того, что специалист получает запись в трудовой книжке и реальный опыт, у него теперь есть не просто стипендия, которая стимулирует его к хороший учёбе, а зарплата как непосредственная мера его труда. Благодаря этому формируется ответственное отношение к собственной работе: это не просто подработка в период университета или обычные учебные кейсы, а это полноценная реализация проектов для компании, где результаты работы попадают в отчёты коллег.

Попасть в поле зрения

Если студент или выпускник вуза хочет работать в «Газпром нефти», то в начале ему нужно попасть в наше поле зрения. Представьте ситуацию со стороны компании: есть огромное озеро талантов, где нужно идентифицировать самых лучших или замотивированных – тех, с кем мы можем сотрудничать. Поэтому мы используем определенные инструменты, которые нам позволяют выявить, с кем нам вести работу.

Если вы бакалавр, то это различные конкурсы и мероприятия, которые являются ситом для отбора лучших. Например, олимпиада «Я – профессионал», кейс-чемпионат Томского Политеха «OilCase», который собирает большое количество ребят со всей России, «PetroCup» – олимпиады по разработке месторождений, геологические олимпиады СПбГУ, летняя и зимняя школы в НГУ «GeoHack School» и многие другие активности.

Если мы говорим, например, про 11 вузов-партнёров, где у нас открыты наши научно-образовательные центры, то там НОЦ сам по себе может являться агрегатором талантов. Вы можете обратиться к руководителю и сказать, что хотите работать на задачах «Газпром нефти».  Понятно, что нужно показать, помимо мотивации, свой компетентный профиль. Если вас отберут, то коллеги начнут подключать вас к задачам компании. Когда мы говорим про естественно-научное направление, где много ребят не про нефтянку, а про физику или математику, то очень важно, чтобы они через НОЦ обретали понимание, что такое нефтегаз, и дальше уже стремились попасть на какую-нибудь совместную магистратуру компании и вузов.

При поступлении на магистратуру отдаем предпочтение только сильнейшим по итогам собеседования, общего отбора и сдачи экзаменов. Магистратура – это уже целевая работа, мы магистра видим как не потенциального сотрудника, а фактического, кто уже будет нам давать нужный результат. Поэтому программы «Газпром нефти» выстроены так, что после первого семестра человек уже может создавать реальную ценность для компании, работать в проектах, трудоустраиваться в НОЦ, зарплату получать.

После выпуска он может прийти в «Газпром нефть», если у нас есть вакансия, или остаться работать в НОЦ, обладающим уникальным функционалом, которого в «Газпром нефти» нет – непосредственной реализацией технологического проекта. В компании во многом сидят именно управленцы, а те, кто любят науку и, например, проводить лабораторные эксперименты, писать статьи, находятся в университете.

Бакалавры могут трудоустроиться в НОЦ. У нас есть такие ребята, но их мало, потому что зачастую бакалавриат – все-таки этап предподготовки к работе, и для тех задач, которые перед компанией стоят, уровня бакалавриата всё же маловато, нам нужны студенты с уровнем магистратуры.

Широта мышления на базе фундаментального образования

Частый вопрос, который нам задают: выпускники каких направлений научно-образовательных программ нужны сегодня компании?

Большой профиль – всё зависит от того, на какое дочернее общество компании ориентируется человек, какой функционал ему интересен. Нам нужны те, кто выпускается из отраслевых университетов по нашим классическим специальностям: разработка нефтегазовых месторождений, эксплуатация объектов.

А для, например, новых технологий и направления технологической трансформации развития особенно важны ребята с базовым фундаментальным образованием: физика, математика, химия – именно бакалавриат. Тут одна из ключевых особенностей – это широта мышления, которая базируется на понимании именно физических фундаментальных основ разработки месторождений, добычи и так далее.

Наши программы магистерские адаптированы под разный профиль ребят. Мы знаем, как физика или математика погрузить в нефтегазовую отрасль, как помочь расширить восприятие в части фундаментального взгляда на свою деятельность.

Быть современным студентом

Современный студент, на мой взгляд, имеет более оформленную самооценку, чем она была у нас, то есть он понимает, нужен он рынку или нет, ценный ли он кадр, им заинтересован рынок труда или нет, а еще у него есть большое количество достаточно прозрачных треков о том, как обладать навыками, востребованными сейчас в отрасли. Я думаю, что каждый смотрит ютуб-канал, блогера по своей любимой тематике, начиная от гуманитарных направлений, заканчивая популяризацией естественно-научных. Ребята начинают владеть критически востребованным инструментарием уже сегодня, прямо в период обучения.

От этого они становятся увереннее, понимают, что у них есть определённое преимущество перед поколением, которое было до них, они гибче в плане своего карьерного трека, и у них гораздо проще с выбором профессии. Мы раньше тоже имели представления, что есть определённые якорные области, а сейчас ребята осознают, что есть больше треков для получения какой-либо зарплаты, и что фриланс – это не так страшно. Сегодня много сервисов, которые дают возможность на фрилансе получать нормальную зарплату, продвигать своё экспертное имя, повышать свою коммерциализацию. Также есть уже большое количество в России отраслей, которые действительно могут создавать прекрасные условия для жизни, а не как в моё время, когда все мечтали попасть в несколько направлений деятельности.

Студенчество как суперважный этап

Я сейчас понимаю, что студенчество – это суперважный этап в жизни по следующим причинам. У тебя много энергии, ты прям очень бодр… Только с возрастом ты поймёшь, насколько студенчество и не студенчество различается по внутренней энергии. Помимо этого, у тебя есть возможность именно сформировать очень тесные эмоциональные контакты с разными людьми, которые потом, простите за определённый прагматизм, можно коммерциализировать. То есть вуз во многом – это место возникновения почвы и социальных связей для последующего роста. Мы, к сожалению, на вуз так вообще не смотрим. А вы все будете выходить из университета, строить карьеру и уже будете знать, на кого из однокурсников можно положиться, создав в эмоциональном плане важные связи устойчивые.

Я это понял, когда занимался подбором персонала. Я видел, как выпускники Хериот-Ватта (ТПУ) за счёт интенсивного обучения в течение года сплотились. У них было много командной работы, когда они по 24 часа в сутки делают вместе проект, и работа каждого имеет прямое влияние на работу другого. Это как раз формирует у них отношения друг с другом, желание сходить потом вместе где-нибудь отдохнуть после безумного проекта и выплеснуть всю накопленную энергию. Затем, когда студенты уже начинают трудоустраиваться, они сразу «карту» составляют: «я с ним работал в этом проекте, я ему доверяю, он может себя показать как человек, который доведет дело до конца».

Тогда я увидел, что это суперсила, и мы как раз должны в университетах развивать ощущение плеча и командной работы. Я прекрасно понимаю, что многие наши инструменты, например, для нас – просто аспекты подготовки, а для людей – это формирование их будущего, их межличностных отношений, способ увидеть другого человека в той или иной ситуации.

Что касается меня, я заканчивал Сургутский государственный университет по направлению «Психология». Я был очень заинтересованным, я поступил туда из реального увлечения – мне было любопытно, как «докопаться» до определённых пониманий, по каким принципам работает человеческое сознание. На все 5 лет я попал в идеальную среду к очень увлекающимся людям, которые были такими же, как я. Мы жили психологией. У нас все разговоры были о психологии и философии. Это был цемент нашего общения.

Нас было не очень много, из разряда: поступило 40 человек, выпустилось 15. Был жёсткий отбор, и нещадно исключали всех, кто плохо занимался. Оставшиеся 15 ребят – это люди, с которыми можно было о разных вещах говорить, у всех были свои увлечения: кто-то был фанатом психофизиологии, кто-то клинической психологии. Это было прям супер интересно, потому что не было человека, у которого не было своего мнения. И преподаватели были склонны к тому, чтобы взращивать такой научный диалог между всеми студентами. У нас было очень интересное обучение, воодушевления мне хватило на очень долгие года после вуза.

Кстати, я сегодня, пока шел на работу, читал про греческие философские школы. И сейчас подумал, что у нас есть сходство: в вузе преподаватели любили с нами остаться, например, после пар. У нас был «Зимний сад» со скамейками, где можно было просто о чём-нибудь продолжать разговаривать, спорить. Кто-то был за пирамиду Маслоу, кто-то за теорию Франкла, кто-то за психоанализ.

Советы студенту

Что я могу посоветовать современному студенту? Быть любознательным, постоянно задавать вопросы, пытаться погрузиться в проблему шире, чем она есть, подобно детям, которые задают вопросы «Почему? Зачем?». Всё время пытаться выстраивать контакт с новыми людьми. Они носители знаний. Они гораздо лучше через призму опыта, и в общении с тобой могут передать вещи, которые актуальны для тебя здесь и сейчас. Да, можно многое прочесть. Но верифицировать это в общении с людьми очень важно. Нетворкиг, любознательность – это ценная вещь.

Когда ребята приходят на практику, у них есть супер возможность пообщаться с экспертами, тем более, есть контекст общий разговора с сотрудниками в рамках задач, поэтому задавайте вопросы, находите интересные темы, открывайте новые контакты.

Двери возможностей

Меня больше всего вдохновляет, что мы создаём двери возможностей для ребят.

Я считаю, что не помогать талантам раскрываться из-за отсутствия тех или иных ресурсов – неправильно. У нас реально очень много одаренных студентов, которым просто нужны инструменты. И тогда всем будет хорошо: им, потому что это их будущее, и нам – потому что это возможность правильно использовать потенциал.

Материал предоставлен Научно-Техническим Центром «Газпром нефти»