Однако, и это очевидно, системы искусственного интеллекта могут реагировать намного быстрее, чем люди — и работать без необходимости отдыха и заработной платы. ИИ очень выгодны бизнесу. Поэтому уйти от их использования нам не удастся. В дальнейшем все больше ответственности будет перекладываться с людей на автономные системы искусственного интеллекта.
Мы смотрим из сегодняшнего дня в будущее и кажется, что прогресс не остановить. Однажды совершенно будничным образом появится машина, с которой вы сможете вести вполне вдумчивую беседу, и ни разу у вас не появится чувства, что вас не понимают. Даже наоборот, она вас будет понимать лучше, чем кто-либо из ваших родных и друзей. Так что же нам делать с этим надвигающимся миром будущего? Способны ли мы предложить ему новую этическую парадигму?
Если принципиально ничего не изменится, то будущее существование человечества будет зависеть от реализации твердых моральных стандартов в системах ИИ. Для того, чтобы в тот момент, когда машинный интеллект будет соответствовать и даже превосходить человеческий разум, который, возможно, никогда не наступит, а, может, и случится совсем скоро, эти машины нас не уничтожили в одно прекрасное утро. Как бы нереалистичным звучала эта угроза, о ней на полном серьёзе предупреждают знаменитый драматург Карл Чапек, известный астрофизик Стивен Хокинг, влиятельный философ Ник Бостром и писатель, философ-рационалист Элизер Юдковски.
В чём же сложность этой проблемы? Первый этический кодекс для систем искусственного интеллекта был введен известным писателем-фантастом Айзеком Азимовым в 1942 году (во время войны думать о законах робототехники, Карл!). Законы робототехники Азимова формулируются следующим образом:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить причинение вреда человеку
2. Робот должен подчиняться приказам людей, за исключением случаев, когда такие приказы противоречат первому закону
3. Робот должен защищать свое существование до тех пор, пока такая защита не противоречит первому или второму закону
Ирония заключается в том, что затем на протяжении всех последующих лет жизни, почти трёх десятков рассказов и нескольких романов маэстро фантастики доказывает полную несостоятельность этих абсолютно логичных, непротиворечивых и интуитивно понятных законов. Так есть ли у нас надежда? Очертив проблему, поговорим об этом наследующей неделе.
Автор: Андрей Мурачёв,
научный сотрудник Высшей школы теоретической механики